Конец прекрасной эпохи

21 сентября 2011, 6:16

Времена меняются и эпохи одна за другой неизбежно уходят. Так в известном смысле умерло немое кино, пейджеры, форумы, аська, и так умирает телевидение. Это не хорошо и не плохо, это нормально. Нельзя залупаться на прогресс и беспрерывно подавать на него в суд. Нужно встать, отряхнуться, улыбнуться и жить дальше. Не в первый и не в последний раз что-то умерло. Ничего особенного не произошло.

В частности, нужно понять и принять, что на продаже музыкальных альбомов больше зарабатывать нельзя. Всё, стоп, хватит. Эту тему уже неприлично поднимать. Ещё вчера зарабатывать было можно, а сегодня уже нельзя. Солнце зашло, трамвай ушёл, мосты развели. Проехали. Раньше продавать альбомы получалось, было круто. А теперь всё изменилось. Теперь информация де факто принадлежит всем и сразу. Ты открыл рот, спел куплет, а все уже скачали и услышали, и ничего с этим не поделаешь. И это, чёрт побери, здорово.

Когда я качаю песню, я не краду её. Нельзя украсть то, что летает вокруг тебя в воздухе в неисчерпаемом количестве. Точно так же нельзя продавать песок в пустыне. Хочешь барыжить песком — езжай в Арктику и там продавай. А в пустыне нельзя. Это уже мошенничество какое-то. Короче, понятно, да? Эпоха продажи альбомов закончилась. Помянем.

А что делать артистам дальше? Нужно просто взять и придумать что-то другое. Быть харизматичнее, интереснее, давать больше концертов, уйти в Анжи в конце концов. Не смог перестроиться, умер, ну и сам дурак. Естественный отбор сработал. Мир не обязан стоять на месте ради того, чтобы кто-то успел заработать.

Про книги и фильмы та же фигня.

UPD: в процессе холивара я понял, что исполнители, продавая свои альбомы, в сущности никогда не зарабатывали деньги на своих песнях. Они зарабатывали на невозможности услышать песни другим способом, кроме как купить диск. То есть по сути выпуск диска — это такой сервис. Но я более в этом сервисе не нуждаюсь, спасибо. Сервис навязывать нельзя.

19 комментариев РСС

Николай
радиохеад попросили своих болел прислать кеш и собрали больше денег, чем от студии.
писаки по прежнему продаются супер тиражами, ибо электронные книги — гавно.
фильмы давно уже не делают ставки на продажи кассет и дисков, предпочитая работать по кинотеатрам (ола ла, кинотеатры типа бумажных книг).

Разговоры про прогресс — регресс. Не нужно боятся быть старомодным.
Михаил Беляев
iTunes и другие успешные магазины цифрового контента с вами не согласны.
Валерий Попов
У американцев всё через жопу. У них и по улицам без дела ходить незаконно бывает. А от того, что в айтюнсе можно купить трек за копеечку, исполнители не вернулись в 80-е и не стали снова автоматически поднимать на альбомах миллионные миллионы как раньше. Участие в айтюнсовой распродаже и вообще само введение понятия «цифровой контент» — это как раз и есть делать что-то новое.
Захаров Вячеслав
>> Ты открыл рот, спел куплет, а все уже скачали и услышали, и ничего с этим не поделаешь. И это, чёрт побери, здорово.

Это здорово ровно до тех пор, пока ты сам не создал ничего толкового. Если бы ты потратил год на написание книги и в результате ее бы просто все скачивали за бесплатно, твое мнение бы кардинально поменялось.
Валерий Попов
Если бы я сегодня написал книгу, а завтра удивился бы, что её скачали из инета, я был бы полным придурком. Я ведь знаю, где и когда я живу, чему удивляться-то?
Захаров Вячеслав
Причем тут удивление вообще?
Валерий Попов
При том, что сетовать на «воров» книг и песен можно только вчера родившись и удивляясь всему неизвестному.
Захаров Вячеслав
Ну так вопрос не в том удивляешься ты этому или нет, а то что «это, черт побери, здорово». Что хорошего когда твою работу крадут, я не могу понять.
Валерий Попов
Это не кража. Это будущее наступило. И тетерь обмен информацией происходит качественно новым способом. И это здорово.
Захаров Вячеслав
То есть, допустим, если ты зарабатываешь себе на жизнь разработкой логотипов и все твои клиенты начинают их использовать не отдав тебе деньги, это не кража?
Валерий Попов
Кража. Мы ведь договорились. Делаю, получаю деньги, отдаю.
Но в тот момент, когда изобретут чтение мыслей на расстоянии, это перестанет быть кражей. Никто ведь не будет виноват, что читает чужие мысли и идеи, которые бесплатно летают в воздухе.
Антон Черкасов
А если я начну использовать логотип, который вы разработали для другого клиента, это будет кражей? Я же не виноват, что он бесплатно в интернете на каком-либо сайте выложен.
Валерий Попов
Это будет кражей. Потому что понятно, что логотип разработан специально таким образом, чтобы принадлежать кому-то одному. И заказчики за него деньги заплатили. А песня выпущена для того, чтобы её слушали все.
Вениамин Стефаник
До тех пор, пока что-то кому-то принадлежит и пока кто-то это что-то будет брать без разрешения, это будет считаться кражей.

>>Теперь информация де факто принадлежит всем и сразу.
Объекты интел. собственности — не информация, чтобы принадлежать всем и сразу. Это такой же товар, который правда, не всегда можно потрогать.

>>Ты открыл рот, спел куплет, а все уже скачали и услышали
Если воровать стало легко, это вовсе не означает, что воровать должно стать разрешено.

>>Когда я качаю песню, я не краду её. Нельзя украсть то, что летает вокруг тебя в воздухе в неисчерпаемом количестве.
Несостоятельно. Это то же самое, что сказать: взгляните сколько вокруг автомобилей, да их больше, чем людей. Неисчерпаемое кол-во. А давайте все на них будем кататься и нам ничего за это не будет. А производители и владельцы автомобилей пусть привыкают к этому, и вместо того, чтобы (о, Господи, какая глупость), защищать свое, придумывают «что-то другое». Глупо? Так и есть.
Валерий Попов
Когда-то было нормально владеть рабами. Было даже глупо подумать, что простолюдины могут не принадлежать кому-то. Теперь это не нормально. Когда-то случился переломный момент, когда сказали «всё, хватит». Так будет и с песнями.
Захаров Вячеслав
Глупая аналогия. Раб не продукт твоего труда.
Валерий Попов
Хорошо. Я придумал анекдот и продаю его за деньги. Если вы у мня купите анекдот, а потом бесплатно расскажете его трём друзьям, значит ли это, что вы украли у меня три экземпляра анекдота?
Михаил Беляев
Валерий, в вашем ответе мне прозвучало признание того, что не обязательно цифровой контент должен быть бесплатным, и есть альтернативный, айТюнсовый путь. Я считаю это важным, и будущее, на мой взгляд не за воровством (торрентами), а за удобными способами получения контента, за приемлемую для потребителя стоимость. ЭппСторы, кстати, отлично показывают успешность этого пути.
Валерий Попов
Согласен. Проблема пиратства выросла не из воровской натуры людей, а из отсутствия более удобных путей легального завладения контентом.
Если мне будет удобнее скачать песню за условную копейку, чем взять бесплатно, я куплю её. Но я не буду платить за песню. Я буду платить за сервис. Песни — они бесплатные. Когда я покупаю книгу, я не плачу за работу автора. Я плачу за свою прихоть читать книгу на приятной бумаге, а не на холодном экране. Когда я смотрю фильм в кинотеатре, я не плачу режиссёру и актёрам за фильм. Я плачу кинотеатру за возможность зрелищно позырить. То, что между создателями фильма и кинотеатрами существует финансовая схема — это их глубоколичные вопросы. Сумели выгодно посотрудничать, составив конкуренцию бесплатному фильмаку на торренте, и молодцы.
Антон Черкасов
Какая у Вас интересная логика, Валерий. Разве логотип разработан не для того, чтобы на него все смотрели?

Простой и аналогичный, на мой взгляд, пример: автор песни заплатил сессионным музыкантам, звукорежиссёру и владельцу звукозаписывающей студии, чтобы они записали партии для его музыкального произведения. А потом приходите Вы, весь такой современный, и говорите автору, что он должен отдать Вам записанный материал бесплатно.
Валерий Попов
Логотип разработан для того, чтобы все на него смотрели. Поэтому я не против, чтобы все смотрели на него бесплатно. Но за право называть его своим нужно заплатить. Просто потому что так изначально договорились.

Я не думаю, что автор песни должен отдать мне записанный материал бесплатно. Я думаю, что вне зависимости от моего или автора песни желания, песня уже есть у меня и у всех людей в интернете автоматически. Я может этого и не хочу, но так теперь устроен информационный обмен в мире. Ничего не поделать.
Антон Черкасов
Валерий, я Вас искренне не понимаю. Разве я хочу называть логотип, который Вы разработали для кого-то, своим? Нет. Я просто хочу его использовать, как мне заблагорассудится — ведь вне зависимости от желания владельца логотипа или его автора (то есть Вашего) он уже есть «у меня и у всех людей в интернете автоматически». И никаких договорённостей по поводу использования этого логотипа у меня нет — ни с Вами, ни с тем, кому Вы его продали.

Опять же, простой пример: если некие воры украли из банка кучу денег и вывалили её на одной из улиц города, Вы же не будете утверждать, что эти деньги теперь принадлежат Вам и всем людям, которые на этой улице находятся, потому что, мол, так устроен мир и деньги иногда крадут?

P.S. Хочу прояснить свою позицию: я согласен с Вами в том, что механизм продажи интеллектуальной собственности в том виде, в котором он существует сейчас, не выдерживает никакой критики. Но ровно то же самое, на мой взгляд, можно сказать и о Вашей позиции относительно данного вопроса, а также о Вашем уровне аргументации.
Валерий Попов
С логотипом тут всё по-другому. Логотип делается конкретным Петей по заказу другого конкретного Васи. Делается для того, чтобы потом все смотрели на логотип и осознавали, что он принадлежит Васе, и поэтому Вася крутой вместе со своим логотипом. Все люди мира могут сколько угодно фотографировать этот логотип, рисовать в тетрадке и татуировать на лбу. Но если некий Витя разместит Васин логотип в левом верхнем углу своего сайта, все люди подумают, что это не Витин, а Васин сайт. Это называется обман. А если Витя ещё и продаст что-то под этим логотипом, то это называется мошенничество. Это плохо.

А если Киркоров написал и выпустил песню, я могу сколько угодно закачивать её в свои плееры, выкладыать на своём сайте под заголовком «Крутая песня Киркорова» и хранить вкантактике. Если кто-то придёт ко мне на сайт и послушает крутую песню Киркорова, то всё, что он подумает — это то, что Киркоров крутой и что нужно бы сходить к нему на концерт. Тут никакого обмана нет, всё хорошо.

Абсолютно так же если я сделаю логотип для Васи, а какой-то левый Лёша скачает его и будет лепить на своих биллбордах с крупной припиской «Это логотип Валеры, проданный Васе, который я взял бесплатно», я буду не против.

Деньги — конкретные объекты, которые нельзя взять так, чтобы они не убыли у кого-то в количестве. Их нельзя просто взять. Потому что от этого совершенно конкретно обеднеет другой человек. Это воровство. А с песнями какая-то умозрительная упущенная выгода, которую ребята всё никак не перестанут сами себе придумывать. Нет никакой выгоды. Вся выгода артиста — слава. Её можно конвертировать в валюту, как хочешь.
Михаил Беляев
Валерий, тоже с вами соглашусь, что платить мы будем за удобство способа доставки контента. Пираты автоматически при такой постановке вопросов, будут в проигрышном положении, т. к. создать удобный способ доставки контента — дорого. И когда тебя могут засудить за нелегальный контент, и пустить всю работу насмарку...
Валерий Попов
Собсна, Антон Носик стописят раз всем это рассказал. Но копирасты к этому глухи. Они работают не в интересах исполнителей и не в интересах потребителей, а исключельно в своих шкурных.
Валерий Попов
UPD: в процессе холивара я понял, что исполнители, продавая свои альбомы, в сущности никогда не зарабатывали деньги на своих песнях. Они зарабатывали на невозможности услышать песни другим способом, кроме как купить диск. То есть по сути выпуск диска — это такой сервис. Но я более в этом сервисе не нуждаюсь, спасибо. Сервис навязывать нельзя.
Виктор Карпов
С такими раскладами, скоро люди не будут знать, без википедии, что же такое «платиновый диск».
Волков Евгений
Devin Townsend очень согласен с этим заявлением, его позиция такая же: все равно все скачают, лучше придите на концерт и купите футболку
Валерий Попов
Позиция «всё равно нарушат, давайте лучше разрешим» не всегда хороша. Что ж, проституцию и наркотики разрешить что ли? Разрешить скачивание нужно именно потому, что не скачивать уже нельзя.
Волков Евгений
Ну у него как раз позиция связана с тем, что он понимает, что по-другому представить распространение музыки сложно в настоящее время.
Валерий Попов
Вот что думает про это Швейцария: http://habrahabr.ru/blogs/Dura_Lex/133950/
Слава Ли
Валера, за ваш пример с Лого и песней Киркорова — просто браво :) Отличная аргументация!

Ваш комментарий

адрес не будет опубликован

ХТМЛ не работает


Ctrl + Enter